ЛЕКЦИЯ Алимы Бисеновой, доцентки по антропологии в кафедре Социологии и антропологии

в Назарбаев Университете: 

Конструкт "женщины Востока" и проблема ее "спасения" в советском и неолиберальном дискурсах

09.02.2018

51423116_829357174062306_604777114774169
51423116_829357174062306_604777114774169

press to zoom
51497666_829357200728970_837955289468003
51497666_829357200728970_837955289468003

press to zoom
52156611_829357450728945_681189663486823
52156611_829357450728945_681189663486823

press to zoom
51423116_829357174062306_604777114774169
51423116_829357174062306_604777114774169

press to zoom
1/38

«В ранний советский период сложилось представление о “женщине Востока” как о субъекте/человеке особо угнетённом и страдающем под гнётом патриархата, “Восточного деспотизма” и "феодальных традиций." Былa объявлена цель “освобождения женщины Востока.” К сожалению, в ходе реализации этого проекта эманcипации, “женщина Востока” превратилaсь из субъекта в “объект” освобождения - иррациональный, безвольный и беспомощный. Например, именно такими - беспомощными и безвольными - "женщины Востока" представлены в классике советского кино (и советского Ориентализма) "Белое Солнце Пустыни." Однако, историография этого периода показывает, что женщины не были безвольными субъектами, они чётко осознавали свои интересы и, если, несмотря на доминирующий дискурс и политику эмансипации, возвращались в “лоно традиции” (например, предпочитали “сидеть дома,” а не работать на специально для них построенной хлопчатобумажной фабрике) - то не потому что были исключительно иррациональны, а потому что выбирали собственный сценарий жизни.

Основываясь на новых исследованиях об "empowerment" - расширении прав и возможностей женщин, эта лекция-обзор предлагает начать дискуссию о разных “сценариях будущего” для женщин и разных вариантах “свободы,” которые не обязательно исключают традицию.»

 

Алима Бисенова, ассистент профессор антропологии, специализируется в городской антропологии, антропологии ислама, интеллектуальной истории. Проводила этнографические исследования в самых крупных городах Казахстана: Алматы, Астане, Шымкенте.

Интересуется вопросами социальной и пространственной мобильности, а также выражением классовой и религиозной идентичностей в частных и публичных пространствах в городе.

51712163_826908817640475_948086534211371

Постер: Айгеша Оспанова

В постер вовлечена работа Алмагуль Менлибаевой

"Мой Шелковый Путь к тебе XII, Архитектура как ткань" (2018)

© Almagul Menlibayeva 

Courtesy American- Eurasian Art Advisors LLC.

All. Rights. Reserved.​